Департамент образования города Москвы Северное окружное управление образования Методический центр
Многие родители думают,
что главное для будущего первоклассника –
научиться считать и писать.
К сожалению, они ошибаются.
Уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию ответы на самые часто встречающиеся вопросы, касающиеся поступления ребенка в школу.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" обучение детей начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими восьми лет.
А когда именно – решают родители. Здесь важно понимать, что все зависит от ребенка: его здоровья, состояния нервной системы, уровня развития. Психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать.
Главное, чтобы ребенок был готов высидеть урок и сконцентрировать внимание на том, о чем рассказывает учитель. Существует несколько критериев, по которым можно судить о такой готовности:
- есть ли желание учиться;
- развита ли у ребенка речь (это один из самых важных показателей готовности к обучению);
- достаточно ли развит фонематический слух;
- умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное;
- достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка очень сложно обучить письму.
Родителям необходимо обращать внимание как малыш работает карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно он может перерисовать, вырезать какие – то фигурки ит.д. Если у ребенка в шесть-шесть с половиной лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если нет - не спешите отдавать малыша в школу, ребенок к ней пока не готов. Важно понимать, что включает в себя понятие "готовность к школе". Это вовсе не умение читать, писать, считать. Это умение делать над собой усилие, сосредоточиваться на задачах – то, что психологи называют произвольностью поведения.
Никаких собеседований и никаких экзаменов до зачисления в школу не должно быть. А вот после того как ребенок принят, школа может провести собеседование с целью выявления особенностей развития ребенка и планирования индивидуальной работы с будущим учеником. Если у родителей есть желание, они могут присутствовать при этом. Необходимо знать, что с ребенком проводят лишь такое собеседование, которое определяет степень психологической готовности к школе. Во время беседы выясняют, умеет ли он составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи. Важно, чтобы будущий первоклассник понимал поставленный вопрос и отвечал на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверке также подлежат фонематический слух ребенка, логика рассуждений и умение планировать свои действия при выполнении простейших практических заданий. Если ребенок чего-то не умеет или умеет недостаточно хорошо, это не означает, что его не примут в школу. Задача комиссии – определить степень психофизиологической готовности к обучению в школе и в дальнейшем правильно выстроить работу с первоклассником.
Существует множество разнообразных методик, позволяющих определить готовность ребенка к школьному обучению. Но ни в коем случае не стоит заставлять его зазубривать готовые ответы. Подготовка школе – это кропотливый процесс, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных результатах. Поэтому, как бы родители не старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель и психолог обязательно определят, что ребенок просто выучил ответы на вопросы. Сложно назвать конкретные задания и тесты, которые будут на собеседовании. Они, как правило, определяются в соответствии со спецификой школы или класса. Ведь помимо общеобразовательных школ существуют школы с углубленным изучением отдельных предметов, прогимназические классы, предлагающие повышенный уровень содержания образования. Но основой любых тестов остается тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть каждый дошкольник для того, чтобы, поступив в школу, обучаться в ней успешно. Это тесты на проверку внимания, уровня развития мышления, развития воображения и речи, элементарных математических представлений.
Отсутствие свободных мест или медицинские противопоказания. При зачислении в классы с углубленным изучением отдельных предметов приоритетным правом пользуются дети с первой группой здоровья из ближайших домов, т.к. в таких классах увеличена учебная нагрузка на ученика и сетка часов может быть больше, чем в обычной общеобразовательной школе. Детей из других микрорайонов могут принять в первый класс при наличии в школе вакантных мест. Родители должны знать, что в каждом окружном управлении образования есть комиссия по рассмотрению заявлений от родителей при отказе в приеме в первый класс.
* самое главное для ребенка в начальной школе – его первый учитель;
* будущий первоклассник никому ничего не должен, в школу его обязаны принять;
* надо смотреть не на вывеску школы, а на качество обучения в ней;
* ребенка никогда не рано учить (другое дело, что нужно знать, чему и как);
* ребенок должен не только знать ответы на вопросы, но и быть готовым озвучить их перед незнакомым человеком.